ДОКУМЕНТЫ
 
 
 
ИНФОРМАЦИЯ
 
Паспорт доступности МБОУ СОШ № 16 - скачать файл
 
 
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
          Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия.
         Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий». 
В МБОУ  СОШ №16 созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями    здоровья и детьми-инвалидами:
-       школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
 
-         прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 
 
-       по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  индивидуальное обучение на дому;
 
-         в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  работает педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед, социальный педагог  и тьютор;
 
-        для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
 
-         в соответствии  с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) №0119-0 от  20.09.2016 года учреждение доступно условно избирательно (О,С,Г,У). Категория обслуживаемых инвалидов – инвалиды по общему заболеванию;
 
-          все учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, спортивные залы, столовая доступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
-          имеется план мероприятий по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов  и лиц с ОВЗ;
 
-          Для доступа в школу имеется мобильный пандус;
 
-         имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,  в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (в холле расположен инфокиоск с доступностью для инвалидов и детей с ОВЗ);
 
-      электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается  доступ обучающихся, в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
 
-       специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
 
| 
 Наименование показателя  | 
 Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении  | 
| 
 Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья  | 
 Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. 
Имеющиеся формы обучения: 
-по индивидуальному учебному плану. 
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВТЭК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. 
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. 
В наличии адаптированные образовательные программы. 
Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют. 
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)  | 
| 
 Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.  | 
 Центральный вход пандусом  оборудован, звонком не оборудован. 
Конструктивные особенности здания МБОУ  СОШ№16 не предусматривают наличие подъемников. 
Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют. 
Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование). 
  
Для доступа в здание имеется мобильный пандус. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. 
Разработаны паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) здания МБОУ  СОШ №16. 
Проведено обследование имеющихся условий для различных категорий инвалидов и лиц  с ограниченными возможностями здоровья. Учреждение ВНД (временно недоступно)  для инвалидов, передвигающихся на колясках, ДУ (доступно условно) для всех остальных категорий инвалидов и лиц с ОВЗ.  | 
| 
 Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  | 
 Для организации питания обучающихся в школе имеется столовая.  
Обучающимся, признанных инвалидами, и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляется бесплатное питание за счет средств областного бюджета. 
Для обучающихся МБОУ  СОШ №16 предусматривается организация горячего питания, по цикличному меню. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. 
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. 
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. 
Столовая расположена на первом этаже. В обеденном зале столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. 
Доступ лиц с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата в столовую возможен.  | 
| 
 Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 
  
   | 
 1) Здание МБОУ  СОШ №16 оснащены противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. 
2)     Оказание доврачебной первичной медицинской помощи в школе  возможно через ФАП х.Недвиговка. 
3) организация  и  создание  условий  для  профилактики  заболеваний  и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 
4) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 
5) пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, 
6)  прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров; 
7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Школе; 
8)  организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 
9) проведение  санитарно-противоэпидемических  и  профилактических мероприятий;  
10) профилактика несчастных случаев с обучающимися  | 
| 
 Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья  | 
 В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. 
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ  СОШ №16 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. 
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. 
Информационная база школы оснащена: 
- электронной почтой; 
- локальной сетью; 
- выходом в Интернет ; 
- функционирует официальный сайт школы. 
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в  компьютерном классе на 1 этаже. 
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. 
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски.  | 
| 
 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  | 
 Специальных технических средств обучения не имеется  | 
| 
 Кадровое обеспечение образования 
(наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  | 
 Прошли курсы повышения квалификации для работы с учащимися с ОВЗ 100% педагогов и воспитателей. 
Имеется педагог-психолог, социальный педагог  | 
| 
 Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате  | 
 Нет  | 
 ФГОС для детей с ОВЗ
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от места проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные  программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.
    
Сведения об учащихся с ОВЗ (ЗПР и УО) (2020-2021 учебный год)   
| 
 Класс  | 
 Всего  | 
 7.2  | 
 УО  | 
 слабослышащие  | 
 тяжелые множественные нарушения  | 
| 
   1 дополнительный  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
  0  | 
 0  | 
| 
 1  | 
 3  | 
 2  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
| 
   3  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
 0   | 
 0  | 
| 
   4  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
  0  | 
 0  | 
| 
 Всего в начальной школе  | 
 5  | 
 2  | 
 2  | 
  1  | 
 0  | 
| 
   5  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
  0  | 
 0  | 
| 
   6  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
  0  | 
 0  | 
| 
   7  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 0   | 
 0  | 
| 
   8  | 
 1  | 
 0  | 
      1  | 
  0  | 
 0  | 
| 
   9  | 
 0  | 
 0  | 
  0  | 
  0  | 
 0  | 
| 
  Всего в школе основной  | 
 2  | 
 0  | 
 2  | 
  0  | 
 0  | 
| 
  Всего в школе  | 
 7  | 
 2  | 
 4  | 
 1  | 
 0  | 
  
Сведения детях-инвалидах (2020-2021 учебный год)
| 
 Всего детей-инвалидов (общие заболевания)  | 
 6  | 
| 
 Детей-инвалидов с ОВЗ  | 
 6  | 
| 
 Обучаются по общеобразовательной программе в образовательной организации  | 
 0  | 
| 
 Обучаются по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью  | 
 3  | 
| 
 Обучаются по программе с задержкой психического развития  | 
 2  | 
| 
 Обучаются по адаптированной программе для слабослышащих детей  | 
 1  | 
| 
 Обучаются по адаптированной программе 6.4  | 
 0  | 
 
        ОПИСАНИЕ  АООП НОО ОВЗ  ФГОС
   Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития разработана на основе анализа деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность с учётом возможностей, предоставляемых учебно-методическим комплектом «Школа России» и направлена на формирование у них  общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное,  эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования  адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы,  отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях  (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных  процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие  усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
          Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. 
Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования, характерны следующие специфические образовательные потребности:
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний  и  умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого.